Уважаемые посетители!
Предлагаем Вам новую версию сайта Свердловского областного суда.
В случае возникновения технических сбоев Вы можете получить необходимую информацию по ссылке: http://oblsud.svd.sudrf.ru
Если Вас не затруднит, отправьте свое мнение о новом сайте по адресу: mel@ekboblsud.ru
С уважением, администратор
Пятилетний мальчик страдает тяжелым наследственным заболеванием и является ребенком-инвалидом. В 2015 году консилиум врачей ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России установил диагноз малышу и назначил основным методом лечения препараты 4-фенилбутират натрия («Ammonaps», «Ambutyrate») и «Карглумовую кислоту» («Carbaglu»). Также ребенок должен получать «L-аргинин». Все препараты назначены постоянно по жизненным показателям. Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных, с имеющейся у ребенка тяжелой наследственной патологией. Но препараты «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4-фенилбутират натрия («Ammonaps», «Ambutyrate») не зарегистрированы на территории Российской Федерации и не включены в государственный реестр лекарственных средств, не входят в стандарт оказания медицинской помощи.
С 2016 года ребенка обеспечивало незарегистрированным лекарственным препаратом «Ammonaps» Министерство здравоохранения Свердловской области за счет средств областного бюджета. Однако, по результатам проверки, проведенной Счетной палатой Свердловской области, предоставление лекарственного препарата прекращено в связи с нецелевым использованием бюджетных средств. Мама малыша как его законный представитель обращалась в областной Минздрав, но чиновники бездействовали. К делу подключилась прокуратура.
Прокурор Ленинского района Екатеринбурга счел права ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь нарушенными и обратился с иском о возложении обязанности по лекарственному обеспечению в Ленинский районный суд Екатеринбурга.
Он просил суд возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения ребенка жизненно необходимыми лекарственными препаратами 4-фенилбутират натрия, «Карглумовая кислота», «Натрия бензоат» и биологически активной добавкой «L-аргинин» на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных препаратов. Также прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращений мамы ребенка по вопросу обеспечения его лекарственными средствами.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга иск прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего, был удовлетворен. Бездействие чиновников признано незаконным, на ответчика возложена обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарственными препаратами на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данных препаратов. При этом решение суда в части обеспечении ребенка препаратами 4-фенилбутират натрия и «Карглумовая кислота» в связи с медицинскими показаниями обращено к немедленному исполнению.
Министерство здравоохранения Свердловской области обжаловало решение суда первой инстанции в Свердловском областном суде. В апелляционной жалобе ответчик просил решение отменить и отказать истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, не нашла оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим снованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями и Перечень таких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Но заболевание малыша не входит в Перечень орфанных заболеваний, однако это не освобождает Министерство здравоохранения Свердловской области от обязанности по обеспечению такого пациента жизненно важными лекарственными препаратами. Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации и Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств».
Доводы ответчика о том, что бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами не предусматривает возможность обеспечения препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации за счет бюджетных средств основаны на неверной трактовке закона. Действующим законодательством установлена возможность ввоза на территорию Российской Федерации не имеющих регистрации лекарственных препаратов, приобретаемых за ее пределами, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, а также определен порядок такого ввоза.
Свердловский областной суд оставил без изменений решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга.
База судебных дел располагается по адресу:
«Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
2006-2015