По-другому представленную каску ещё называют "шестиклёпкой", из-за количества заклёпок в шлеме. У предыдущей каски СШ-39 их было три, и подшлемник был чулочного типа. В "шестиклёпке" подшлемник сделан подушечного типа, что упростило конструкцию и придало ей надежности. Также благодаря замене подшлемника появилась возможность надевать каску сверху на зимний головной убор. Шлем получился очень удачным. Он выпускался без изменений не одно десятилетие.
В годы войны выпускался металлургическими заводом "Красный Октябрь" и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями за Сталинград только последним. Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели СШ-39 используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-"лепестков", изготовленных из дермантина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) шлема по размеру головы в процессе ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечкаиз ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку, конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.
В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же утрачивалась возможность под нее что-либо теплое. Единственным заметным изменением с 1940 года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов в период войны.
Подбородочный ремень изготовлен из брезента. Длина ремня регулируется с помощью пряжки. На внутренней стороне каски имеется клеймо с размером и годом выпуска.
Каска выпускалась трёх размеров. Внутри шлема расположен трёхлепестковый подшлемник из искусственной кожи, каждый лепесток которого прикреплён двумя клёпками.