Материал: фарфор

Фарфоровые гирьки

гири фарфоровые

В 1935 году на Волховской фабрике была выпущена опытная партия мелких фарфоровых гирь массой от 5 до 50 граммов. Их форма такая же, как и у керамических производства 1934–1935 годов.

Белый черепок покрыт бесцветной глазурью. Номиналы и рисунки поверительных клейм нанесены вручную черной надглазурной керамической краской. Местами видны следы исправления рисунка. Серийные гири этого года более технологичны: надписи и рисунки на них нанесены синей подглазурной краской с помощью штампиков.
 
По точности фарфоровые гири, как и коричневые керамические, относились к обыкновенным торговым гирям (3-й класс точности).

В 1936 году выпуск фарфоровых гирь был продолжен. Гири этого года встречаются чаще всего, и именно среди них обнаружено больше всего разновидностей. Имеются одинаковые по массе гири с разным рисунком поверительных клейм, с разными шрифтами в обозначении номинала и даже отличающиеся по своим пропорциям.

Территория современной Новгородской области, где находилась Волховская фабрика, входила в то время в состав Ленинградской области и обслуживалась ленинградскими метрологическими учреждениями. Период "децентрализации" поверочного дела закончился.

15 октября 1934 года была утверждена "Инструкция для поверки керамических гирь". На фабрике был организован контрольный пункт Отдела мер и весов Управления НКВД по Ленинграду и Ленинградской. Теперь уже сотрудники контрольного пункта проводили государственную поверку изготовленных гирь. После поверки дополнительно к поверительному клейму, нанесенному при изготовлении, на дне гирьки ставился штамп "К.П.№ 9".
Из-за отсутствия больших номиналов область применения этих гирь в торговле была весьма ограниченной.
 
Для расширения ассортимента в 1937 году фабрика дополнительно стала выпускать гири массой 1 и 2 грамма.
Ленинградский завод "Госметр" комплектовал такими гирями наборы для учебных заведений, дополняя их алюминиевыми миллиграммовыми гирями собственного производства. В наборы входили фарфоровые гири от 50 до 1 грамма.
На внутреннюю поверхность крышек деревянных футляров с такими наборами специально приклеивали бумажную наклейку с надписью "Набор номиналов фарфоровых гирь, выпускавшихся фабрикой в 1939 г."
 
В 1940 году был освоен выпуск гирь массой 100 и 200 граммов, которые производились и в 1941 году.
21 марта 1941 года Комитет по делам мер и измерительных приборов издал приказ о разрешении производства на фабрике "Коминтерн" фарфоровых гирь 2-го класса. В соответствии с приказом гири должны были маркироваться "синей или красной круговой чертой" (кольцом).
Синее кольцо наносилось одновременно с остальными обозначениями подглазурной краской, а красное – после изготовления гири надглазурной краской.
На всех гирях имеется изображение клейма продолговатой формы, применявшегося для гирь 2-го класса. Тот факт, что встречаются гири с красным кольцом с клеймами не только 1941 года, но и 1940-го, не противоречит приказу, так как действовавшее постановлением СНК СССР № 84 от 14 января 1941 года предписывало выдачу подобных разрешений как на новые изделия, так и на уже производимые
.
Кроме описанных ранее двух типов фарфоровых гирь 2-го класса существуют еще и аналогичные гири без кольца. Они изготовлены, судя по поверительному клейму, в 1940 году. Встречаются такие гири и с клеймом 1941 года.
Завод "Госметр" выпускал технические разновесы (наборы) с фарфоровыми гирями, комплектуя их миллиграммовыми алюминиевыми гирями собственного производства.
Причины такого разнообразия однотипной продукции точно не известны. Можно предположить, что в 1940 году на фабрике было запущено производство гирь 2-го класса (без кольца), но сразу же возникла проблема. Далеко не каждый человек, взвешивавший что-либо на технических весах, знал, чем отличались поверительные клейма на гирях 3-го класса от клейм на гирях 2-го класса. Поэтому гири эти путали, заменяли потерянную точную гирю обычной. Это приводила к неверным результатам взвешиваний. Гири не пользовались спросом у потребителей и скапливались на фабрике.
 
Чтобы точные гири по внешнему виду резко отличались от обычных, в начале 1941 года гири 2-го класса стали маркировать синим кольцом. При этом на уже изготовленные гири без кольца стали наносить красное кольцо. Нанесение синего кольца на готовую гирю было невозможно, так как использовавшаяся на фабрике синяя подглазурная краска требовала температуру обжига, превышающую температуру плавления уже нанесенной на гирю глазури.
Приказ от 21 марта 1941 года  узаконил эту практику, и после чего 2-го класса без кольца уже не выпускались. Фарфоровые гири производили на фабрике "Коминтерн" до середины 1941 года. Во время боев в Новгородской области фабрика была разрушена, и после войны не восстанавливалась.